Entry tags:
Уилбер и Орвилл
Двери полутёмной мастерской распахнулись и в помещение грузно шагнул некий господин с потным лбом. Вслед за ним прошмыгнул сухощавый человек с острыми чертами лица. Пока полный господин осматривался, прищурившись и пыхтя, сухощавый подошёл к молодому мужчине, сидевшему за верстаком и молча наблюдавшего за гостями. Сухощавый наклонился к мастеру и заговорил быстрым шёптом:
- Это невероятно, но я нашёл инвестора. Точнее даже, это он сам нас нашёл, помнишь моё объявление?
Затем он повысил голос и произнёс уже нормальным тоном:
- Познакомься, это мистер Джон Смит. Мистер Смит, это мой брат, Орвилл Райт.
- Ага, - полный господин утёр пот с мясистого лба, - я уже догадался. Ну что, как ваше детище?
Господин кивнул на нечто, стоящее в глубинах мастерской и продолжил:
- Я читал, что ваши планеры всё-таки летают. Недалеко и плохо, правда. Чем же вы хотите меня впечатлить?
Орвилл прокашлялся, поднялся из-за верстака и подошёл к мистеру Смиту для рукопожатия:
- Дело в том, что мы работаем сейчас над совершенно секретной разработкой, которая продвинет нас на новый уровень технологии. В предыдущих полётах мы уже опробовали некоторые части этой технологии и сейчас нам нужно лишь сколько-то денег для закупки недостающего оборудования, чтобы провести полномасштабные испытания.
Мистер Смит сделал жест рукой, словно бы отводя от лица паутину:
- Погодите тараторить, общие термины я и сам могу произносить. Вы поближе к делу. О чём речь?
Орвилл помялся, но поймав одобряющий взгляд Уилбера, продолжил:
- Мы разработали систему, которая позволит управлять полётом планера. То есть, в планере может сидеть человек, пилот. И аппарат будет лететь туда, куда надо, а не туда, куда получается.
- Вот как? И что же?
- Это лишь эксперимент, господин Смит. Самое интересное впереди - мы хотим поставить на такой управляемый планер мощный двигатель. Тогда полёт будет продолжителен и быстр.
Полный господин плюхнулся в кресло и, кряхтя, закинул ногу на ногу.
- Хммм... Звучит, по крайней мере, забавно. А зачем это может понадобиться? Я закурю.
Уилбер замахал руками:
- Нет-нет, господин Смит, не вздумайте! Здесь полно промасленных тряпок и летучих жидкостей, всё может вспыхнуть!
Мистер Смит недовольно сморщился, но послушался и спрятал сигару обратно:
- Ну так зачем это всё?
- Мы хотим построить летающий аппарат, который сможет совершать длительные, по-настоящему длительные полёты. Не на сто метров, и не на двести, а на километры. Десятки, быть может, или даже сотни километров. Понимаете? Такой машине не будут нужны дороги и мосты, она не будет зависеть от пересечённости местности. Она одинаково хорошо сможет передвигаться и над сушей, и над морем...
- Почему вы в этом так уверены?
Орвилл смутился, вместо него заговорил Уилбер:
- Расчёты так говорят. Мы уточнили известные формулы, эксперименты с планерами наши результаты подтверждают. Нам нужен лишь мощный двигатель и тогда наш аппарат сможет находиться в воздухе часами!
Господин Смит побагровел:
- Чушь!!! Вы мелете чушь! Какая сила, чёрт побери, будет удерживать вашу хреновину в воздухе так долго? Ко мне каждый день приходят десятки авантюристов, - при этих словах Уилбер побледнел, - и каждый из них обещает нечто несбыточное. Один твердил про какие-то электрические лучи, которыми он якобы может управлять, другой про беспроволочный телеграф, третий про искусственную кожу. Я вас насквозь вижу, дорогие мои. Чем вы ДОКАЖЕТЕ истинность своих, ха-ха, расчётов?
- Если мы поставим двигатель...
- ..То ваш аппарат станет ещё тяжелее. А двигателю нужно топливо, то есть вес аппарата увеличивается ещё сильнее. Вы напрасно считаете, будто я какой-нибудь там жирный дурак и не разбираюсь в технике! Я выписываю все популярные технические журналы, а мой секретарь каждый месяц готовит подробный дайджест всех новых изобретений. Не пытайтесь меня задурить.
- Сэр, но...
- Я ЗНАЮ, что подходящих для вашей задачи двигателей не существует. Они вообще вряд ли возможны. Но.. ладно, допустим, поставили вы двигатель. И что дальше?
Уилбер только собрался что-то произнести, но Орвилл его перебил:
- Должен сказать, господин Смит, что мы не какие-нибудь там проходимцы. Успехи наших предыдущих экспериментальных полётов, а их были сотни, задокументированы. Вот журнал, - он постучал пальцем по корешку толстенного альбома, - в нём все записи, фотографии и...
- Орвилл, погоди. Господин Смит, та чёрт-её-побери сила, которая будет удерживать аппарат в воздухе, как раз в двигателе и заключена. Точнее, в топливе. И нам очень сильно нужны деньги, чтобы разместить заказ на мотор нужной конструкции на одном заводе.
Тучный господин снова потянулся за сигарой, но вспомнил что-то и отдёрнул руку. Он заговорил медленно и с характерной интонацией, словно бы объясняя какую-это элементарную вещь не очень умному человеку:
- Ладно, хорошо. Допустим. Вот, поставили вы двигатель. Вот она, сила. И дальше-то что? Зачем это?
- Чтобы летать.
- Ну а чем же вас не устраивают те же дирижабли?
Оба брата изумлённо замолчали. Мистер Смит посмотрел на них торжествующе, затем продолжил:
- Мало того, даже если вы соорудите машину, которая будет возить сама себя, свой мотор и даже своего пилота, то чем вы намерены привлекать дальнейшие инвестиции? Где практический выход-то?
Теперь уже Уилбер перебил Орвилла:
- Дело в том, что мы верим в то, что когда-нибудь настанет такой день, когда летающие машины будут перевозить миллионы людей в день.
Тучный господин закашлялся и, утирая внезапно выступившие на глазах слёзы, зычно загоготал.
- Миллионы... ха-ха! Миллионы?! у-хи-хи-хи. Это вот таких вот? ХА-ХА-ХА-ХА!!!
Братья молчали и то бледнея, то краснея, наблюдали за трясущимся в смешливых конвульсиях толстяком.
- Нет, господин Смит, не прямо таких. Более совершенных, мощных, крупных! Каждый день тысячи полётов из разных стран, над океаном, над горами!..
- ХА-ХА-ХА-ХА! у-хи-хи-хи-хи... Ну что за чушь, ха-ха-ха!! Где вы найдёте столько миллионеров, чтобы они проспонсировали строительство эдаких летающих этажерок? Наша страна, конечно, богатая, но столько дураков в ней точно нет... Бха-ха-ха! Ладно,.. фух.. ладно. Предположим, что вы где-то может быть правы. Хи-хи. Но чем вы это сейчас докажете-то?
- Наши расчёты...
- Покажите.
Повисла очередная неловкая пауза. Орвилл почесал затылок:
- Сэр, при всём моём уважении... Но как вы разберётесь во всех этих формулах?
- Вы сначала покажите, а разбираться я уже сам буду. Ну?
Уилбур вытащил альбом с записями, полистал его и нашёл нужную страницу:
- Вот. Здесь, смотрите.
Господин Смит прищурился и вгляделся в исчерканный острым почерком лист. Перевернул страницу вперёд, затем две назад и захлопнул альбом.
- Я не вижу в этих формулах практического выхода. Как по ним рассчитать, сколько денег я заработаю, вложившись в ваши эксперименты? Где мои доллары?
Орвилл посмотрел на толстяка очень странным взглядом, вздохнул и скрылся в полутьме помещения. Уилбер проводил его глазами, затем подошёл к верстаку и сел на табурет. Он поковырял пальцем шершавую столешницу, посмотрел на полки с инструментами и медленно произнёс:
- Такой формулы нет и не может быть. Мы сами лишь верим в свою правоту, но ничем её сейчас доказать не можем. Ничем и никак. Только верить.
Господин Смит крякнул, поднялся с кресла и достал сигару:
- Ну, значит, и убедить меня вы не можете никак. Ищите дураков в другом месте. Всего хорошего.

Орвилл в полёте над Прерией Хаффмана на Флайере-II. Полёт № 85, около 536 м за 40,2 секунды, 16 ноября 1904 года.
мотив написания этого поста прост: зависть к тем, кто всё меряет только деньгами